В современном мире реальную угрозу национальной безопасности страны представляют — экстремизм и терроризм. Они — одни из самых опасных и острых проблем современности. Сейчас они превратились в системную проблему, состоящую из отдельных явлений. Экстремизм и терроризм угрожают будущему целых стран и регионов. Это касаеться и Жамбылскую область.
Экстремизм — это приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. А приставка «религиозный» подразумевает приверженность к какому-либо вероисповеданию.
Терроризм же — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству. Наиболее часто встречающиеся формы терроризма: это политический, националистический и религиозный терроризм. Организаторы зачастую преподносят теракт как «единственно возможный, наиболее действенный» способ отстаивания гражданских или иных прав. Целью является прямое давление на власти или конкретных политических лидеров с целью изменения проводимой ими политики.
Борьба с ними становится первоочередной задачей не только правоохранительных органов, но и государств, и союзов государств. Этот вопрос вынесен на уровень ООН, где недавно был даже создан пост заместителя генерального секретаря ООН-главы контртеррористического управления.
К сожалению, Казахстан не стал исключением. В нашей стране также ведется борьба с терроризмом и экстремизмом. Президент Н.А.Назарбаев в своей книге «Критическое десятилетие» отмечает: «Каковы бы ни были геополитические причины происхождения терроризма в лице отдельных террористов или террористических групп, терроризм окончательно вышел из-под контроля мировых и региональных держав.»
Существует определенное количество проявлений террористического плана, которые относятся к внутреннему терроризму:
• действия, связанные с террористической акцией (организация, планирование, подготовка и реализация);
• подстрекательство к любым проявлениям терроризма;
• организация и участие в каких-либо преступных формированиях для совершения террористических акций;
• пособнические действия, выражающиеся в вербовке, вооружении, обучении и использовании террористов;
• финансирование и иное содействие терроризму.
Противодействие терроризму и религиозному экстремизму в Казахстане имеет превентивную направленность и является одним из направлений в обеспечении национальной безопасности страны.
30 января 2017 года в Ежегодном послании народу Президент РК Нурсултан Назарбаев выступил с государственной программой «Цифровой Казахстан», где в пятом приоритете третьей модернизации он обозначил необходимость борьбы с киберпреступностью, религиозным экстремизмом и терроризмом.
«В современных условиях человечество столкнулось с ростом терроризма. Ключевыми здесь являются вопросы борьбы с финансированием деструктивных сил и связями с зарубежными террористическими организациями. Необходимо проводить работу по предупреждению пропаганды религиозного экстремизма, в том числе в Интернете и социальных сетях. Нужно формировать в обществе нулевую терпимость к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями, особенно в сфере религиозных отношений», — заявил Назарбаев.
На 2017-2020 годы Комитет национальной безопасности Казахстана совместно с госорганами страны разработал проект государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в РК.
Как отмечается в проекте, целью программы является снижение к концу 2020 года на 20% (по сравнению с 2016 годом) количества лиц, которые разделяют экстремистские идеи по разжиганию религиозной вражды или розни. Планируется довести к концу 2020 года до 95% эффективность работы специальных и правоохранительных органов по недопущению экстремистских проявлений насильственного характера и терактов на территории Казахстана. Согласно документу, к концу 2020 года уровень готовности к реагированию на акты терроризма, а также минимизации, ликвидации последствий терроризма достигнет 95%.
На реализацию программы планируется направить средства республиканского и местных бюджетов, а также «другие средства, не запрещенные законодательством РК». При разработке изучен положительный опыт России, Норвегии, Финляндии, Канады, США и ОАЭ.
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» состояние безопасности государства в условиях роста угроз терроризма обозначено мерилом его силы и дееспособности к дальнейшему развитию и становлению в качестве одной из развитых стран мира.
Происходящие в мире геополитические изменения инициируют новый спектр вызовов и рисков в сфере национальной безопасности, который становится все более разнообразным и исходящим от большего числа источников опасности. Это и есть — сложность и актуальность задач в рамках системного предупреждения угроз религиозного экстремизма и терроризма.
В этих условиях действующая общегосударственная система противодействия религиозному экстремизму и терроризму нуждается в дальнейшем совершенствовании в контексте создания механизма надежной защиты личности, общества и государства от экстремистских проявлений насильственного характера и угроз терроризма.
Данная Программа разработана на пятилетний период и, являясь логическим продолжением Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы, учитывает опыт и итоги ее реализации.
С учетом наработок этих стран Программа сориентирована на целенаправленное противодействие насильственным проявлениям экстремистского характера и терроризму, носителям радикальных взглядов. В ней исключено отождествление религии и радикализации, что позволит укрепить консолидацию усилий государства, общества и религиозных объединений вне зависимости от религиозной принадлежности в противодействии угрозам экстремизма и терроризма. Разграничены формы и методы профилактики религиозного экстремизма и терроризма в зависимости от степени радикализации лиц. Созданы условия для активного привлечения к профилактике религиозного экстремизма и терроризма возможностей неправительственного сектора.
Исходя из рекомендаций международного центра по противодействию насильственному экстремизму «Хедая», в Программе установлены реально достижимые коэффициенты целевых индикаторов и показателей.
Программа является нормативно-организационной основой решения актуальных задач и имеющихся проблем в сфере предупреждения экстремистских проявлений насильственного характера и предотвращения угроз терроризма.
Положения Программы выработаны с учетом неприкосновенности гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав граждан на свободу совести и уважение их религиозных убеждений.
Усилия государства, общества и граждан посредством реализации настоящей Программы будут направлены на создание, поддержание и развитие необходимых и достаточных условий для формирования в обществе устойчивого неприятия радикальных взглядов в религиозной сфере, снижения количества радикально настроенных лиц и нейтрализации факторов, способствующих их появлению, предупреждения угроз терроризма и повышения уровня антитеррористической защиты населения.
Нейтрализация внешних и внутренних факторов, способствующих возникновению радикальных взглядов среди отдельных представителей общества, должна обеспечить условия для вхождения Республики Казахстан в тридцатку наиболее развитых государств мира.
Также для вхождения в тридцатку развитых государств мира и обеспечения национальной безопасности страны на территории Казахстана запрещена деятельность 21-й террористических и экстремистских организаций:
1. «Аль-Каида»
2. «Исламское движение Восточного Туркестана»
3. «Исламское движение Узбекистана»
4. «Курдский Народный конгресс»
5. «Асбат аль-Ансар»
6. «Братья мусульмане»
7. «Движение Талибан»
8. «Боз гурд»
9. «Жамаат моджахедов Центральной Азии»
10. «Лашкар-е Тайба»
11. «Общество социальных реформ»
12. Организация «Хизб-ут — Тахрир»
13. «АУМ Синрекё» East Turkestan
14. «Организация освобождения Восточного Туркестана».
15. «Исламская партия Туркестана».
16. «Джунд-аль-Халифат»
17. РОО «Сенім. Білім. Өмір»
18. «Таблиги джамагат»
19. «Ат-такфир-уаль-хиджра»
20. «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ, ИГИШ)
21. «Фрон-ан-Нусра» (Джабхат-ан-Нусра)
Все эти организации, до их законного запрещения, действовали, расширялись и развивались. Они влекли, призывали людей в свои ряды. И по полученным статистическим данным в Генеральной прокуратуре составили портрет казахстанского террориста. Им оказался молодой человек до 29 лет, чаще всего безработный, не имеющий хорошего образования и каких-то определенных перспектив. Ясно, что если подобного рода деструктивным проявлениям не будет оказано адекватного и эффективного противодействия, их масштабы будут расти и могут выйти за рамки национальной проблемы. И все же борьба с ними – задача внутренняя, так как и основные детерминанты, порождающие внутренний терроризм, чаще всего носят также внутренний характер. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями и терроризмом невозможна без проведения целенаправленной работы по профилактике экстремизма и терроризма, искоренению причин, порождающих это социальное зло.
Целью профилактических мер является предупреждение экстремистской деятельности, то есть борьба с экстремизмом еще до его проявления, ликвидация причин и условий возникновения экстремизма. К основным группам мер профилактики терроризма можно отнести:
1. Политические (меры по нормализации общественно-политической ситуации, снижению уровня социально-политической напряженности, осуществлению международного сотрудничества в области противодействия терроризму);
2. социально-экономические (сокращение маргинализации населения, уменьшению имущественной дифференциации, обеспечению социальной защиты населения);
3. правовые (меры, направленные на неотвратимость уголовной ответственности и наказания, противодействие незаконному обороту оружия, регулирования миграционных процессов);
4. организационно-технические(разработка и реализация целевых программ и конкретных мероприятий по обеспечению объектов возможных террористических посягательств техническими средствами защиты, совершенствованию механизма ответственности за несоблюдение требований по антитеррористической защищенности объектов террористических устремлений и техническому оснащению участников антитеррористической деятельности.
Итак, всеобщими усилиями мы обязательно справимся с проблемами терроризма и экстремизма. Эти проблемы проникли к нам еще в начале нашего пути. Это разрушительные, страшные понятия. И наше государство делает все для противодействия и истребления их. Мы — народ Казахстана, объединяемся под знаменем одной страны ради нашего общего будущего. Наша страна, наш народ един! А это уже большой залог успеха.
Диас Санат