Итоги года: Рост экономики Казахстана через развитие несырьевого сектора, привлечение инвестиций и усиление мер поддержки бизнеса
Редакция сайта Primeminister.kz продолжает серию публикаций об итогах развития Казахстана в 2024 году. По поручению Главы государства Правительством принят ряд мер по структурному изменению экономики с прицелом на развитие ненефтяного сектора. Проведена большая работа по созданию благоприятных условий для роста инвестиционной привлекательности страны и повышения деловой активности посредством усиления инструментов поддержки отечественных производителей.
Темпы роста основных экономических показателей
По предварительной оценке, рост ВВП по итогам 11 месяцев т.г. составил 4,4%, который преимущественно обеспечен развитием ненефтяного сектора. Более 70% роста экономики сложилось за счет обрабатывающей промышленности, торговли, сельского хозяйства и строительства. В разрезе отраслей наблюдается следующая динамика: в сельском хозяйстве отмечен рост валового выпуска продукции на 13,4%, что является наивысшим показателем с 2011 года; в строительстве – 10,3%; в торговле – 8,2%; услугах транспорта – 8,1%; связи – 5,3%; обрабатывающей промышленности – 5,3%. В целом, за указанный период производство отечественных товаров выросло на 5%, оказанные услуги – на 4,5%. Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 3,1% и достиг 15,8 трлн тенге.
Внешнеторговый товарооборот за 10 месяцев т.г. составил $116,9 млрд. На 5,1% вырос экспорт казахстанских товаров, в денежном эквиваленте показатель составил $68,5 млрд. При этом экспорт обработанных товаров увеличился на 10,2% и достиг $23,3 млрд. Устойчивый рост несырьевого экспорта во многом связан с увеличением объемов поставок казахстанских товаров в Китай и Турцию, а также с расширением присутствия на рынках Европы.
Так, объем экспорта в КНР увеличился на 5,3% и составил $12,3 млрд. Этому способствовала активная совместная работа государства и бизнеса. В целях повышения узнаваемости отечественной продукции среди китайских потребителей обеспечено участие казахстанских компаний на самых крупных и популярных выставках: CIFTIS, CIIE, Digital Expo и др. Активизирована работа по продвижению товаров на электронных площадках через национальные павильоны на jd.com, Doiyin, Alibaba, где были также организованы стриминги.
Наращивание экспортных потоков в страны ЕС, такие как Ирландия, Швейцария и Франция, указывает на их диверсификацию. Вместе с тем прирост несырьевого экспорта в соседние страны, такие как Кыргызстан и Таджикистан, свидетельствует о важности Центрально-Азиатского региона для торговли РК.
Экспорт услуг в т.г. также увеличился на 10,5% и зафиксировался на уровне $8,4 млрд. Драйверами в данном секторе выступают сферы перевозок, IT, финансовые и другие деловые услуги.
В то же время импорт за отчетный период сократился на 3,3%. Результатом увеличения объемов экспорта, сопровождаемого снижением импорта, стал рост положительного торгового баланса экономики на 33,4%. Данный показатель сложился на уровне $20,1 млрд.
В результате принятых мер инфляция в т.г. снизилась, составив в ноябре 8,4% в годовом выражении. В соответствующем периоде 2023 года инфляция была на уровне 10,3%.
Суверенный кредитный рейтинг Казахстана сохранен на уровне инвестиционной надежности
9 сентября 2024 года международное рейтинговое агентство Moody’s повысило кредитный рейтинг РК с «Bаа2» до «Bаа1», с прогнозом «Стабильный». 15 ноября 2024 года агентство Fitch подтвердило кредитный рейтинг страны на уровне «BBB», также сохранив прогноз на уровне «Стабильный». 1 марта 2024 года S&P подтвердило суверенный кредитный рейтинг на уровне «BBB-/А-3», сохранив прогноз на уровне «Стабильный».
Повышение кредитного рейтинга способствует укреплению экономической и финансовой стабильности, улучшению репутации страны на международной арене, положительно влияет на привлечение инвестиций с рынков капитала и увеличение объемов прямых иностранных инвестиций в экономику. Важно отметить, что чем выше рейтинг государства, тем лучше условия заимствования на внешнем рынке.
Обеспечен рост внутристрановой ценности посредством новых инструментов поддержки бизнеса
Правительством в текущем году принят ряд мер по поддержке отечественных товаропроизводителей с акцентом на дальнейшее укрупнение предприятий и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Одной из таких мер является ограничение доступа иностранных потенциальных поставщиков к участию в государственных закупках и закупках квазигосударственных компаний товаров, работ и услуг. Перечень в т.г. расширен более чем в 3 раза — до 4 536 наименований. В результате этого только за 9 месяцев 2024 года объем закупа товаров, работ и услуг субъектами мониторинга составил 21,2 трлн тенге, в том числе внутристрановая ценность достигла 11 трлн тенге или 51,8%. За 11 месяцев года сумма договоров, заключенных с отечественными товаропроизводителями, выросла на 34,4% и составила 372,9 млрд тенге. По офтейк-контрактам объемы выросли в 14 раз, до 134 млрд тенге. Между недропользователями по твердым полезным ископаемым и ОТП заключено 248 долгосрочных договоров на общую сумму 111,1 млрд тенге и 42 офтейк-контракта на 27,8 млрд тенге. Для сравнения: за аналогичный период 2023 года было заключено 35 долгосрочных договоров на 47,5 млрд тенге и 10 офтейк-контрактов на общую сумму 4,8 млрд тенге. Индикатор по доле внутристрановой ценности в закупках работ и услуг недропользователей по твердым полезным ископаемым по итогам 2024 года определен на уровне 81%; в планах на 2025 год — довести его до 82%.
В текущем году утверждены новые Правила осуществления государственных закупок. В Правилах, согласно Закону «О государственных закупках» от 1 июля 2024 г., опыт работы будет учитываться по договорам, выполненным в рамках государственных закупок, и иным договорам, сведения о которых содержатся в информационных системах государственных органов. Субподрядчики должны подтверждать соответствие квалификационным требованиям документами по опыту на выполняемые ими виды работ, услуг. Законодательные изменения касаются сроков проведения конкурса и подачи заявок. Срок подачи сокращен с 15 до 5 рабочих дней. Правила вводятся в действие с 1 января 2025 года.
Увеличение доли МСБ в экономике
Принятые меры поддержки отечественных товаропроизводителей позволили увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике РК на 1,8% и на сегодня она составляет 38,2%. На 1 декабря т.г. количество действующих субъектов МСБ увеличилось на 1,5%, превысив 2 млн предприятий. Всего в данном секторе обеспечена занятость свыше 4,2 млн казахстанцев. При этом объем выпуска продукции субъектами малого и среднего бизнеса за 2 квартал 2024 года увеличился на 19,1% и составил 34,2 трлн тенге.
Государственная поддержка экспортеров в Казахстане достигла нового уровня: бизнес получил компенсацию затрат на сумму 6,3 млрд тенге. Особое внимание уделяется диверсификации отраслей, что способствует расширению экспортного потенциала страны. Лидерами по количеству одобренных заявок стали Костанайская область, г. Алматы, Алматинская и Карагандинская области. Всего порядка 500 компаний в т.г. получили различные меры поддержки, такие как участие в программе экспортной акселерации, вывод на платформу Alibaba.com, участие в выставках и торгово-экономических миссиях, возмещение затрат и др. Из них более 90% являются субъектами МСБ и представляют пищевую отрасль страны.
В рамках подписанного Президентом Закона по вопросам ведения бизнеса в т.г. пересмотрена система государственного контроля и надзора с переходом от проверок к профилактическим мероприятиям. Проведена автоматизация системы управления рисками 66 сфер. В целях улучшения бизнес-климата и снижения административных барьеров продолжается работа по внедрению регулирования «с чистого листа». Проанализированы акты регионального значения и выявлено порядка 1 тыс. необоснованных требований к бизнесу. Акиматами ведется работа по их исключению.
Также в этом году запущен реестр обязательных требований для предпринимательства, особенностью которого является освобождение предпринимателей от административной ответственности за нарушение требований, исключенных из реестра и не отмененных в срок.
Важным шагом стало принятие инициированной Президентом Комплексной программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, объединившей инструменты двух программ: «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей». В целях создания сильных и конкурентоспособных предприятий предусмотрено оказание поддержки эффективным проектам. Наряду с этим распределение бюджета для субсидирования новых проектов осуществляется преимущественно среди предприятий в сфере обрабатывающей промышленности (порядка 50%).
Предусмотрен дифференцированный метод субсидирования проектов МСП с поэтапным переходом на рыночные условия. Расширен инструмент гарантирования по кредитам: увеличены суммы гарантий до 3,5 млрд тенге и предоставлена возможность для субъектов бизнеса получить гарантирование на рыночных условиях по суммам кредита свыше 1 млрд тенге. Всего в т.г. просубсидировано 14,5 тыс. проектов на общую сумму кредитов 840,5 млрд тенге, сумма выплаченных субсидий составила 226,2 млрд тенге. Предоставлены гарантии по 7,3 тыс. проектам на сумму кредитов 241,2 млрд тенге. Еще одним инструментом поддержки МСБ стало синдицированное кредитование, которое предполагает финансирование крупных проектов до 15 млрд тенге одновременно несколькими банками.
Расширены условия предоставления облигационных займов: предприниматель-эмитент при выпуске облигации может получить субсидирование ставки купонного вознаграждения и привлечь финансирование под 6% сроком до 5 лет на сумму до 5 млрд тенге.
Для развития социального предпринимательства в этом году внедрены государственные гранты до 5 млн тенге и субсидирование процентной ставки по кредитам до 1,5 млрд тенге по ставке 7% без отраслевых ограничений.
Цифровизация госуслуг для развития предпринимательства
Одним из ключевых направлений в области взаимодействия бизнеса с государством является цифровизация. В целях формирования удобной цифровой экосистемы разрабатывается проект «Цифровая карта бизнеса» для получения предпринимателями госуслуг, мер поддержки и иного взаимодействия с государством на одном портале. По аналогии с личным кабинетом граждан будет внедрен личный кабинет бизнеса, что упростит административные процедуры и повысит прозрачность и эффективность процессов. Всего в текущем году в электронном формате в Казахстане оказано 99,3 % госуслуг. Проводится дальнейшая оптимизация бумажного документооборота.
Также ведется работа по автоматизации отчетности, направленная на снижение операционных издержек бизнеса. Так, до конца 2025 года планируется оптимизировать 40% всей отчетности. Еще одним инструментом для дальнейшего роста МСБ послужит специальное соглашение, в рамках которого предпринимателю будет предоставлена адресная консалтинговая помощь с привлечением отраслевых отечественных и зарубежных консультантов.
Инвестиции в экономику и инфраструктурное развитие
В рамках реализации поставленных Главой государства задач по увеличению объемов инвестиций в экономику Правительством усилено взаимодействие с международными финансовыми организациями. При этом отдельное внимание уделено проектам Национального инфраструктурного плана до 2029 года. Сотрудничество ведется с такими организациями, как: Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития, Евразийский банк развития и др. Для успешной реализации инициатив, содействующих росту и устойчивому развитию экономики, привлекается техническая и экспертная поддержка партнеров. Ведутся работы по шести крупным совместным проектам на общую сумму займа $3,74 млрд с софинансированием из республиканского бюджета на $611,7 млн. В результате реализации инвестпроектов в т.г. проведены работы по реконструкции автодорог в ряде регионов, модернизации объектов среднего образования, таможенных пунктов, усовершенствованию ирригационных и дренажных систем в южных областях РК. Портфель ЕБРР в Казахстане включает 125 активных проектов на общую сумму $2,95 млрд, большая часть которых приходится на сектор устойчивой инфраструктуры. Инвестиции в частный сектор достигли 46%.
Ожидаемый объем инвестиций ЕАБР по итогам 2024 года составит не менее $1 млрд. Подписаны соглашения по таким ключевым проектам, как: реконструкция автомобильных дорог республиканского значения; реконструкция Алматинской ТЭЦ-3; строительство ВЭС в Карагандинской области; расширение магистрального водовода «Астрахань-Мангышлак» и др. На рассмотрении находятся проекты на сумму $2,5 млрд в социальной, энергетической и транспортной сферах, по модернизации автодорог и др. Кроме того, в текущем году активизировано сотрудничество с Исламским банком развития и Арабской координационной группой, выразившей намерение о финансировании 30 инфраструктурных проектов в Казахстане на сумму более $7 млрд.
В целом, экономика Казахстана в текущем году демонстрирует устойчивый рост, обеспеченный развитием ненефтяного сектора, что свидетельствует о положительных результатах проводимой диверсификации. Повышение кредитного рейтинга и активные инвестиции способствуют реализации социально значимых инфраструктурных проектов, направленных на улучшение качества жизни населения, создание новых рабочих мест и развитие регионов. Положительное воздействие на бизнес-климат и дальнейшее привлечение инвестиций также оказывается посредством цифровизации и оптимизации госуслуг. Дальнейшее укрепление экономической стабильности является приоритетной задачей Правительства.
#Инвестиции #МСБ #Поручение Президента #Экономика #Экспорт