Граждане Казахстана, знающие цену независимости, отторгают любые попытки насаждения чего-либо иностранного. Именно поэтому языковая политика предусматривает планомерное и продуманное развитие государственного языка и языков этносов, проживающих в стране, страны, посредством стимулирования осознанного выбора.
— В нашем регионе проводятся регулярные встречи и бесплатные уроки, большая работа организована в онлайн-пространстве. Под рубрикой «QazOnline» в социальных сетях опубликованы 70 уроков для изучения казахского языка. Пользователю предлагается овладеть базовым уровнем, чтобы понимать устную речь, поддерживать разговор и быть готовым перейти на более высокий уровень, — рассказывает руководитель отдела развития языков управления по развитию языков Молдир Ахметова.
Продолжается работа по поддержке граждан в освоении казахского алфавита на латинице. Так, жамбылцы могут зайти в социальной сети Instagram на страницу «Tarazlatyn», на которой публикуются посты под рубрикой «JAÑA ÄLIPBI». Сегодня там можно найти 49 постеров с крылатыми выражениями казахских поэтов и писателей на латинской графике, которые будут полезны для овладения усовершенствованным алфавитом и формирования навыков чтения на латинице. Страничка только недавно появилась на просторах Интернета, но посты сумели собрать 7350 просмотров.
— В своей работе специалисты управления придерживаются законов маркетинга и педагогики. Первые учат, что информация должна подаваться коротко и понятно, а вторые предписывают заниматься регулярно. На этих принципах строится изучение языка в проекте «Сауаттылық тime». В нем систематически появляются примеры правильного написания терминов и словосочетаний на казахском языке. За последние месяцы опубликовано 139 постов, которые набрали более 19600 просмотров. В рамках проекта «Тermindi вil» опубликованы 80 слов, набравшие 10432 просмотра. Специалисты рассказывают о значении того или иного термина, которые нередко вызывают вопросы даже у самих носителей языка. Богатство казахского языка в социальных сетях демонстрируем в рамках реализации проекта «Til вailyq». Эти посты уже набрали более 10 тысяч просмотров и рассказывают о том, насколько казахский язык изобилует синонимами. Эти публикации также помогают лучше узнать государственный язык, расширить словарный запас и лучше понимать, когда уместно использовать то или иное слово. Кроме того, в этом году был инициирован еще один проект в социальных сетях — «ŪlT ŪSTAZY», приуроченный к 150-летию Ахмета Байтурсынова. Под этой рубрикой уже опубликованы 29 видео и информационных постеров, — добавила спикер.
В школах казахстанские дети изучают казахский, русский и английский языки. В жамбылских школах активно проводятся и факультативные занятия для детей — представителей разных этносов, в ходе которых они обучаются родному языку. Руководитель управления по развитию языков Рахия Турмаханбетова отмечает, что изучением родных языков занимаются более 30 процентов представителеей этносов региона.
— Например, в Жамбылском районе дунганский язык изучают 54 учащихся, в Сарысуском районе 94 школьника ходят на уроки курдского языка. В Шуском районе 90 ребят учат турецкий, 335 — курдский, а 250 – азербайджанский языки. В регионе ведутся языковые курсы по казахскому, русскому, узбекскому, дунганскому, турецкому, курдскому, азербайджанскому, немецкому и корейскому языкам. В этом году нами также оказана методическая помощь в организации языковых уроков кыргызскому и украинскому этносам, — сказала она.
По итогам третьего квартала в Жамбылской области был проведен мониторинг входящей и исходящей документации областных и местных исполнительных органов. Удельный вес исходящих документов на казахском языке составил 99,3 процента. В целом по итогам социологического исследования 92 процента жителей области владеют государственным языком. А уровень владения казахским языком среди представителей некоренных этносов составил 74,9 процента.
Важную роль в развитии государственного языка играют дошкольные учебные заведения. Ведь если навыки общения будут заложены в ребенке с раннего возраста, ему будет гораздо легче в совершенстве овладеть языком в будущем. Так, на сегодняшний день 85 процентов ребят в детских садах воспитываются на государственном языке. Всего в регионе работают 562 детских сада, из них 445 — с казахским языком обучения, 101 учреждение работает на двух языках и 16 садов — с русским языком обучения.
Денис ЛЕСИН