«Медиация» в его узком и широком понимании. История возникновения и развития института медиации в условиях современного общественного устройства. Нормативная законодательная база становления данного института в Республике Казахстан и Жамбылской области, проблемные вопросы и отношение общественности к услугам медиаторов.
В современных условиях, когда ни одно государство не остается за занавесом глобализации, институт медиации приобретает все большую актуальность. Это объясняет сложностью миропорядка, глобальными процессами, захватывающими территории и общественные отношения. В ряде государств деятельность политических и экономических институтов разбалансирована, а обеспечение стабильности в обществе остается первостепенной и трудновыполнимой задачей. Наиболее масштабно развиваются конфликты, связанные с этническим и конфессиональным разнообразием. Приоритетная роль здесь отводится курсу государственной политики, способной не только реагировать на ситуативные изменения, но и действовать на опережение, предугадывать вектор глобальных перемен.
В самом широком смысле, медиация – это процесс урегулирования конфликтов во внесудебном порядке на основе привлечения профессиональных посредников, т.е. медиаторов.
Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, что медиация, иначе ее называют «посредничество», «ходатайство», «предложение добрых услуг» широко использовалась во взаимоотношениях еще с первобытных племен. Первыми, кто стал применять данные методы примирения, были жрецы и вожди. В некоторых традиционных культурах к фигуре посредника относились с особым уважением и почитали наряду с вождями племени.
Практика медиации сегодня является широко распространенной в США и Европейском Союзе. К примеру, 95 % частных споров в США решаются без обращения в суд, в Европе благодаря услугам медиаторов разрешаются до 80% конфликтов. На Западе медиаторы участвуют в урегулировании конфликтов различного содержания: от бытовых до производственных и политических. Как альтернативный способ досудебного урегулирования споров разного характера, медиация имеет свои особенности в сравнении с такими институтами, как мировое соглашение или третейский суд.
По сути, медиация – образец превентивной дипломатии на уровне гражданского общества. Исходя из этого, медиатор – гражданский дипломат, целью которого является создание у конфликтующих сторон приверженности к толерантному принципу как социальной установке. Принцип толерантности может рассматриваться и в качестве морального принципа, и как модель поведения, в том числе форма общественной и индивидуальной реакции на социальные конфликтные проявления. Медиатор должен задать порядок толерантности как институциональный аспект дальнейшего существования сторон – как принцип решения споров, воплощенный в мирных соглашениях и договорах.
Сегодня мы по праву гордимся тем, что за годы Независимости Казахстан, благодаря политической воле и поставленным приоритетам Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева, сумел благополучно обойти рифы глобального экономического кризиса, сохранить и внешнюю, и внутреннюю безопасность общества, стать сильным правовым государством, общепризнанным региональным лидером.
Казахстан, отказавшись от четвертого в мире ракетно-ядерного арсенала, закрыв второй крупнейший в мире ядерный испытательный полигон, требуя более решительных действий в сфере разоружения и кардинального усиления режима нераспространения оружия массового уничтожения, получил огромное доверие всего мирового сообщества. Н.А.Назарбаев подчеркнул «Казахстан, наладивший деловые и конструктивные отношения со всеми государствами, расположенными к востоку и западу от Вены, может стать не просто активным, но и эффективным медиатором между различными сторонами в конфликтных ситуациях».
Термин «медиация» − новый для казахстанского законодательства, между тем механизмы института примирения и посредничества в социальных конфликтах, существовали и использовались в казахской степи издревле, осуществляясь судом биев. Как отмечает академик Зиманов исторический опыт существования института биев является общекультурной ценностью. Еще в ХIХ веке известный русский востоковед В. Григорьев писал, что казахскому праву и правосудию биев «могли бы позавидовать ранее цивилизовавшиеся народы» .
Введение института медиации в Казахстане стало возможным после принятия Парламентом Республики Казахстан законов Республики Казахстан от 28 января 2011 года «О медиации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации». Принятие Парламентом названных законов является реализацией поручения Главы государства Н.А. Назарбаева, данного на V съезде судей Республики Казахстан 18 ноября 2009 года.
Таким образом, благодаря взвешенной политике Лидера Нации, в нашей стране удалось избежать социальных, этнических и региональных конфликтов, выстроить эффективную систему их предупреждения и урегулирования на правовой основе.
Помимо проводимых государством законодательно-правовых реформ, обеспечивающих равные права и возможности для каждого казахстанца, важным событием в данном направлении стало создание Ассамблеи народа Казахстана – общественного органа консолидации граждан всех национальностей. Эта идея была высказана Главой нашего государства Н. Назарбаевым еще на заре Независимости – в 1992 году. И изначально в основу ее идеологии был заложен принцип формирования органа народной дипломатии.
Важность народной дипломатии «softpower» («мягкой», «гибкой» силы) в сохранении мира, упреждении конфликтов становится наиболее востребованными в современных условиях.
Как известно автором данного термина считается один из пяти влиятельных американских политологов ХХ столетия Дж. Най, который считал, что «softpower», это способность добиваться своей цели с помощью привлекательности, а не подкупом и принуждением. Это своего рода политика добрососедства, нацеленная на перенимание ценностей, проведение необходимых для сближения реформ в области экономики, политики, культуры. Поэтому, такие механизмы и инструменты, несомненно, востребованы, они соответствуют духу перемен и историческим традициям народов к сотрудничеству.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 6 Закона «Об Ассамблее народа Казахстана» одним из основных направлений деятельности Ассамблеи является выработка рекомендаций и реализация практических мер по урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений и участие в их разрешении.
За двадцатилетнюю историю Ассамблея проделала значительную эволюцию своего развития, на основе которой сформирована казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства, по праву называющаяся сегодня моделью Н.Назарбаева.
Формирование собственной модели общественного согласия, особенно в условиях влияния глобализационных процессов, нарастания этнорелигиозного противостояния по всему миру, массовую миграцию, нерешенность социально-экономических проблем имеет принципиальное значение.
Говоря о несомненной медиативной роли Ассамблеи и ее рабочих органов, хотелось бы выделить важный аспект: этнические группы в Казахстане в силу грамотно выстроенной национальной политики имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Они выступают не в качестве официально позиционируемых национальных меньшинств, а рассматриваются как этносы – равноправные и неотъемлемые части единого народа. Эта уникальная особенность сложилась благодаря вековой традиции толерантности и веротерпимости государствообразующего казахского народа, готового без отчуждения принять культурные традиции других народов.
Само понятие и явление толерантности вообще, и толерантности межэтнической в частности, ее особенности следует толковать комплексно. И медиация в полиэтничном обществе, напрямую связана с истоками и развитием культуры толерантности.
Так в чем же особенности казахстанской толерантности, которые можно переложить и применять как функцию медиации в полиэтничном обществе?
Во-первых, это черта национального характера, элемент менталитета, выражающий уважение к образу жизни других этносов, их поведению, традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Во-вторых, это понимание того, что в обществе имеется другое этническое начало, отличное от вашего, и оно имеет такие же права, как и ваше.
В-третьих, это индикатор уровня культуры межэтнических отношений, показатель степени межэтнического согласия, показатель общей социальной зрелости людей, их готовности к общению, сотрудничеству.
В-четвертых, это принцип государственной национальной политики, характеризующийся согласием, единством этносов.
В-пятых, это инструмент урегулирования межэтнических противоречий, снятия межэтнической напряженности, важнейший элемент укрепления межэтнических отношений.
В-шестых, в качестве итога, толерантность является показателем демократической этнонациональной политики, цель которой – равенство, взаимное уважение этносов и сотрудничество, согласие и национальное единство.
Можно сказать, что Ассамблея народа Казахстана это уникальный медиатор в сфере межэтнических отношений, являющийся особым институтом общественного согласия и национального единства.
Между тем Первый Президент Казахстана постоянно акцентирует внимание мирового сообщества на необходимости формирования и глобального доверия: «В ХХI веке всем странам, всем политикам надо учиться жить в мире G-GLOBAL… на принципах эволюционности, доверия, открытости, толерантности и диалога», это емкое утверждение наполнено глубокими смыслами и ценностями, которые являются сегодня залогом успеха казахстанской политики в сохранении национального единства и общественного согласия, способствуют эффективному продвижению реформ во всех сферах.
Рассмотрев широкий круг вопросов, связанных с общественным участием в развитии медиации в Казахстане, обобщением сложившихся практик по ее реализации, а также в деятельности Ассамблеи народа Казахстана и ее общественных структур, целесообразно:
• развивать обучение техникам и механизмам использования медиации, способствующих развитию превентивной политики, межэтническому взаимообогащению, поиску новых форм в деятельности общественных организаций, и прежде всего, АНК, связанных с укреплением общественного согласия, толерантности и национального единства;
• изучать международный опыт процессов развития медиации, нормативно-правовое регулирование общественных отношений в сфере организации медиации и статуса медиатора;
• считать объективным и обоснованным мнением, что уникальный институт АНК сегодня выступает главным модератором в сфере общественных и межэтнических отношений, как реально обладающая основными принципами и функциями медиаторства;.
Таким образом, если говорить о медиации в полиэтничном сообществе, то опыт Казахстана по налаживанию бесконфликтных межэтнических и межконфессиональных отношений признан эталоном во всем мире. Республика Казахстан, в числе немногих стран, доказала, что конфликты цивилизаций или конфессий можно предотвратить. И нет сомнения в том, что Ассамблея народа Казахстана, являясь главной диалоговой площадкой для неполитических институтов гражданского общества, продолжит оставаться высокоэффективным медиатором в области совершенствования межэтнических отношений, обеспечения общественно-политической стабильности в нашей стране.
Игорь Столи